18.12.2015
Важным событием в работе по патриотическому воспитанию молодого поколения Краснодарского края являются Суворовские чтения. Их организаторы: Краснодарское краевое отделение Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» и государственное бюджетное учреждение Краснодарского края «Центр патриотического воспитания молодежи Кубани». Конкурсные работы на Суворовские чтения предоставляют сотни учащихся общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, президентского и казачьих кадетских корпусов, студентов средних специальных учебных заведений. Интерес к участию в конкурсе учебно-творческих работ с каждым годом возрастает, что позволяет считать такие конкурсы на патриотическую тему эффективной технологией воспитания молодёжи. Однако некоторые аспекты, связанные с качеством подготовки конкурсных работ, позволяют отметить недостатки методического руководства на начале исследований. Данные наблюдения основаны на опыте оценки работ в составе жюри Суворовских чтений.
В 2015 году, как и в предыдущие годы, конкурс включал в себя две-три темы в соответствии с главными военно-историческими юбилеями года. Учитывая возрастную категорию конкурсантов, организаторы сделали ориентир на тему героической личности: в этом случае легче установить эмоциональные связи конкурсанта с объектом творческого исследования. В 2012 году представлялись работы на тему «Герои 1812 года», в 2015-м – «Герои Великой Отечественной».
Главное наблюдение заключается в том, что основная масса работ посвящена исследованию ограниченного круга героев - самых общеизвестных, хрестоматийных: Суворов, Кутузов, Багратион, Давыдов, Жуков, Рокоссовский…. Среди героев Отечественной войны 1812-го года не вспоминают Ермолова, Неверовского, Коновницына, Костенецкого, Кульнева, Витгенштейна и других. То же можно сказать и о героях Великой Отечественной войны. Такой подход к выбору темы является большим недостатком научных исследований молодежи. Дореволюционная военная история России насчитывает не менее двухсот героев, биографии и подвиги которых хорошо известны. Но звучат всё те же (замечательные и великие) Суворов, Кутузов, Багратион.
Ограниченность выбранных тем - первый методический недостаток руководства в работе с учащимися над учебно-творческими работами. Педагоги-руководители активно принимаю участие в конкурсах, стимулируют учеников. Но при этом сами не пытаются расширить свой исторический горизонт, побудить ученика приложить чуть больше усилий на этапе сбора материала. В результате из одного и того же учебного заведения на конкурс поступает несколько работ с одинаковыми темами. Зафиксированы случаи, когда подопечные разных руководителей использовали в работах один и тот же текст. Польза от такого участия в конкурсе невелика.
Другой методический недостаток – неумение руководителя обучить подопечного работе с источниками. Значительная доля конкурсных работ – распечатка соответствующей статьи из Википедии, иногда даже с неубранными заголовками рубрик, ссылками и синим цветом шрифта. Интернет здесь не виноват. При отсутствии выхода в Глобальную Сеть приходилось бы иметь дело с более трудоёмким (нужно набирать вручную), но столь же малополезным текстом из каких-нибудь самых хрестоматийных книг. Вернее, из одной книги.
Педагоги-руководители часто не пытаются внушить ученику, что биография в Википедии – это только самое начало. Необходимо найти более подробную и интересную информацию и изложить свою точку зрения, чтобы конкурсная работа стала единственной и неповторимой. Ну, и книги… Вернее, их полное отсутствие в работах конкурсантов. А ведь навыки, приобретённые при работе с книжными изданиями, могли бы пригодиться ученикам и в совершенно других областях знаний.
Положительные тенденции можно отметить по итогам краевой конференции «Патриотизм: дань моде или историческая необходимость?», проведённой 23 октября 2015 года в Краснодаре департаментом молодёжной политики Краснодарского края. Именно здесь впервые были широко представлены работы студентов и старшеклассников о героях своей малой родины – города, станицы, аула. Под руководством педагогов, ответственно подошедших в своей миссии руководителя, ребята сумели найти подробные материалы о героях, при этом в каждой работе отчётливо проявилось их эмоциональное отношение к героям своего исследования.
Это доказывает, что недостатки следует устранять на уровне организации конкурсов, а именно необходимо тщательно инструктировать руководителей конкурсных работ, ориентировать их на стимулирование творчества участников, погружения в предмет исследования. Это и предполагается делать при подготовке нового сезона Суворовских чтений, которые с 2016 года планируется проводить не в один, а в 10 этапов, ежемесячно, с радикальным расширением тематики.