Департамент молодежной политики

Реклама

Настоящие первооткрыватели этих дорог


Настоящие первооткрыватели этих дорог

Другое дело, что настоящие первооткрыватели этих дорог не могли нарисовать картину известных им внутренних областей Африки на уровне европейской географической науки, да и вряд ли испытывали такую потребность. И как раз поэтому и восточноафриканские торговцы, и помбейруш оказались «повинны» во многих заблуждениях европейской географии того времени, полагавшейся на их сообщения, в которых реальный облик глубинных областей подчас представал в причудливо искаженном виде. Хороший тому при-мер — «озеро Санкорра», так и оставшееся одной из главных ошибок Камерона. Так что признание определенной «вторичности» европейских открытий никак не умаляет заслуг тех, кто их совершал.

Первым из таких открытий Камерона было создание детальной и очень точной карты части оз. Танганьика на юг от Уджиджи. До Камерона на озере побывали Спик и Бёртон, а затем дважды Ливингстон. Но первые двое в Ф858 г. обследовали и сняли на карту лишь северную часть озера, а Ливингстон в основном обходил его сушей: плавания Ливингстона ограничились небольшим участком у западного берега да двумя переправами через Танганьику в Г869 г. Поэтому, обогнув мыс Кунгве на восточном берегу озера, Камерон имел полное право утверждать, что входит в ту часть Танганьики, где еще не бывал ни один европеец. Но еще большее значение имело то, что путешественник обнаружил сток Танганьики — р. Лукуга, к истоку которой суда Камерона подошли 3 мая 1874 г.

Камерон яенб понимал, что Лукуга Может впадать только в Луалабу. Первоначально он вознамерился было спуститься по Луку-ге до ее впадения в Луалабу, а затем двинуться вниз по течению последней. Он даже прошел по реке несколько миль от озера, но тут его остановили плотные заросли тростника. От идеи выхода к Луалабе водным путем пришлось отказаться: слишком дорого стоило бы прорубать фарватер в сплошной растительности. Тем не менее уже сам факт открытия стока Танганьики был крупным научным достижением, и Камерон не без основания им гордился.

Вторым, может быть даже более важным, результатом экспедиции в географическом плане стало существенное уточнение представлений о верхнем течении р. Конго и ее притоках. Основываясь на информации африканцев и на собственных наблюдениях, Камерон без колебаний отождествил с Конго Луалабу, к которой вышел в августе 1874 г. Именно Камерон окончательно «похоронил» предположения о возможности связи Луалабы с системой Нила. Измерения абсолютной высоты уровня реки показали, что Луалаба у Ньянгве лежит ниже, чем Нил у Гондокоро, в тысяче с липшим километров к северо-востоку. Причем объем стока Луалабы оказался почти в шесть раз больше нильского стока у этого поселения. Параллельно Камерон убедительно обосновал оказавшуюся впоследствии совершенно правильной гипотезу о расположении бассейна Конго по обе стороны экватора как причине равномерного стока реки в течение года.

Смотрите также: